Работа над этим материалом – попытка системно подойти к
вопросу личной продуктивности и разобраться в причинах увеличения моего
полезного времени; повод задуматься и проанализировать свое прошлое через
призму учтенного времени.
С сентября 2009 года, с момента начала учета, мое
продуктивное время возросло с 55-60 часов до 85-90 часов в неделю в среднем.
Что означает +30 часов продуктивного времени в неделю? Если
в сутках 24 часа, из которых 8 мы спим, то останется 16 часов. Минус время на
приемы пищи, гигиену, транспорт, и т.д. - останется меньше 15 часов. Таким
образом плюс 30 часов в неделю - это плюс два дополнительных дня к тем семи,
которые уже есть! Возможность за семь
дней успеть столько, сколько раньше успевал за девять!
Попробую ответить на вопрос, что же больше всего
поспособствовало росту продуктивного времени.
Всего будет четыре части: 1. Накопление потенциала (сезон
2009/2010). 2. Реализация потенциала (сезон 2010/2011). 3. Укрепление позиций
(сезон 2012/2013). 4. Системный подход к привычкам (сезон 2014/2015).
Часть 1. Накопление потенциала
Успех каждого дня должен оцениваться посеянными семенами, а не собранным урожаем. Джон Максвелл (эксперт по вопросам лидерства)
В этой части я охвачу сезон 2009/2010 (я вел учет с сентября
по февраль).
До учета, до 2009 года, моя продуктивность определялась во
многом внешними факторами: например, как я предполагаю, высокая продуктивность в одиннадцатом классе (курсы,
подготовка к поступлению в ВУЗ), на первом курсе (первая сессия: не знаешь, что
ожидать), на четвертом и пятом курсе (французская программа), в момент старта
карьеры. В остальное время расходование времени зависело от различных
обстоятельств, бывали и напряженные авральные моменты, и периоды затишья.
Чем характеризуется сезон 2009/2010?
Я рассматриваю это время как период накопления потенциала
роста продуктивности. Фактически, мое продуктивное время в течение полугода
оставалось на уровне 55-60 часов в неделю в среднем, и это меня устраивало. При
этом происходили важные изменения:
1) Формирование привычки наблюдать и учитывать время,
анализировать его расход. Именно эта привычка дает мне сейчас возможность
оглянуться назад, чтобы извлечь уроки из прошлого. Я начал учитывать время, как
и многие в России, после прочтения книги «Эта странная жизнь» Даниила Гранина.
До этого читал о тайм-менеджменте (Джулия Моргенстерн), слушал аудиокниги (Глеб
Архангельский, Бодо Шефер).
2) Чтение развивающей литературы, прослушивание аудиокниг,
тренинги. Фактически, увлеченность развивающей литературой и литературой об
эффективности появилась в 2007 году. Джим Коллинз, Экхарт Толле,
Аллен Карр, Роберт Кийосаки, Акио Морита, Дэниэл Гоулмен, Радислав Гандапас, Теодор
Брайант, Джордж Клейсон и др. Начав учет времени в 2009-м, я стал еще больше
внимания уделять чтению, в частности, отказался от популярных радиостанций в
пользу аудиокниг (в то время я проводил в машине до 1.5 часов утром и до 2.5 часов
вечером).
3) Ведение дневников. Начал вести «Дневник успеха» в апреле
2008 года, регулярно фиксируя минимум пять успешных событий дня (спасибо Бодо Шеферу за
идею!). Кроме этого, летом 2008 года стал вести «Дневник мудрости», записывая
уроки, которые давала мне жизнь. Опыт ведения дневников стал хорошей базой для
учета времени. Здесь стоит отметить, что до 2008 года успешного опыта ведения
личных дневников у меня не было. А жаль!
4) Размышления над личными целями (среднесрочными,
долгосрочными). Постановка и визуализация целей в различных областях жизни.
Формирование образа себя через 3 года. Использование Mind Manager для работы с
идеями и мыслями (mind-mapping).
5) Размышления над категориями (ролями) в рамках учета
времени. Ведя учет времени, регулярно задаешься вопросом правильной
категоризации областей своей жизни, ролей, которые выполняешь. Концепцию ролей я взял у Стивена Кови («7 навыков высокоэффективных
людей»).
6) Формирование привычки ставить личные цели на неделю и
подводить итоги. Появление навыка планировать неделю так, чтобы успевать
большую часть всего, что запланировал. Расстановка приоритетов и концентрация на
приоритетах. Более подробно об этом в заметке «Секрет успешной недели».
7) Поиски (несистемные) настоящего хобби. Мне всегда были
интересны иностранные языки. Открывая для себя мир аудиокниг, я однажды
столкнулся с методом Пимслера по изучению иностранных языков на слух. Прослушав
несколько уроков из курсов английского и французского (которые были
интересными, но базовыми), я начал экспериментировать, пробуя другие языки. В
результате в марте 2010 года я открыл для себя японский язык, который меня настолько
увлек, что в апреле я уже искал курсы, а в июне поступил в Японский центр при
МГУ.
Весь накопленный потенциал, как в период учета времени с
сентября 2009 по февраль 2010 года, так и до этого, привел к необычайному росту
эффективности спустя год. С 55-60 часов недельное продуктивное время взлетело до 75-80
часов в сезоне 2010/2011. Об этом я напишу в Части 2. «Реализация потенциала».