12 октября 2015 г.

Секреты быстрого чтения



"Быстрое чтение - не особый талант, доступный лишь немногим, избранным, а всего лишь результат применения некоторых простых приемов, овладеть которыми способен любой здоровый человек" (Академик Олег Андреев. Техника быстрого чтения)



Моя первая попытка освоить быстрое чтение оказалась неудачной. Это было 20 лет назад, на втором курсе, когда я взял в библиотеке книгу с рекомендациями и какое-то время активно тренировался. Но потом все забросил. Я вспомнил о своих попытках два года назад, когда наткнулся на мобильные приложения, помогающие тренироваться в быстром чтении. «Поиграл» в эти приложения и опять безрезультатно. Только третий «подход к снаряду» этим летом принес желаемый результат: разгон с 600-1000 знаков в минуту до 1500-2000 в среднем. Максимальный результат: 3560 знаков в минуту (среднее арифметическое двух последних тестов на курсах быстрого чтения). Замерить свою скорость можно с помощью простого теста здесь.

Анализируя свой опыт, попробую сформулировать ключевые факторы успеха.
Главное – обязательное сочетание трех факторов: сильной мотивации, правильной техники и дисциплины.




I. Сильная мотивация



Освоение навыков быстрого чтения потребовало около 60 часов моего времени (из них 30 часов в дни занятий на курсах и 30 часов до и после курсов). Это не считая собственно времени на чтение. Ежедневные минимальные тренировки по 5-10 минут в день продолжаю уже четвертый месяц и планирую продолжать еще некоторое время, чтобы окончательно закрепить навык.
Для таких инвестиций времени без сильной мотивации не обойтись! Что помогло мне?


1. Потребность в чтении

Во второй половине 2014 - первой половине 2015 года я стал читать гораздо меньше. Причина – дефицит времени из-за новых проектов (возобновление обучения на курсах японского языка и запуск блога). С этим что-то надо было делать, т.к. без подпитки из книг и статей страдает духовный и личностный рост. Во-вторых, хотелось сократить время на чтение новостей и аналитических обзоров на работе, чтобы иметь больше времени на управленческие задачи.

2. Желание реванша

Две неудачные попытки освоить быстрое чтение, о которых я писал в начале, заставили меня подойти более серьезно к процессу обучения.

3. Истории успеха

Во-первых, мне очень помогло общение с другом, который прошел курсы быстрого чтения в школе Олега Андреева, и его рекомендации. Костя Виноградов, спасибо! Во-вторых, я присоединился к группе Speed Reading Practice приложения Coach.me, где нашел единомышленников и профессионалов быстрого чтения. В-третьих, общаясь с друзьями и знакомыми тут и там я узнавал, что у кого-то есть либо друг, либо родственник, либо преподаватель, овладевший навыками быстрого чтения. Это внушало оптимизм!

4. Ограниченность времени

На овладение навыками быстрого чтения у меня было только два летних месяца: время каникул у детей и каникул на курсах японского языка. Поэтому цель была четкой: добиться прорыва за июль-август.

5. Желание оправдать ожидания друзей и коллег

Начав заниматься самостоятельно по учебнику школы Олега Андреева, я познакомил со своими целями друзей и коллег. Они великодушно поддержали мои устремления и сделали лучший подарок на день рождения: экспресс-курс в школе быстрого чтения! Чувствуя обязательство, я каждый отчетный тест на курсах старался показать наилучший результат. Кульминация случилась в последний день занятий, когда мой результат действительно оказался лучшим в группе!

6. Соревновательный дух на курсах

Продолжая тему тестирования на курсах, следует отметить что это очень сильная их сторона. Ты соревнуешься с собой и с другими учениками, каждое занятие пытаешься выложиться по максимуму.

7. Удовольствие от качественной методики (самоучитель) и преподавания в школе

Школа Олега Андреева существует с 1970 года, самоучитель пересдается уже 11-й раз, а собственно курс продуман до мелочей и отточен на практике. Снимаю шляпу перед основателем школы Олегом Андреевым и командой преподавателей. Программа отработана до мелочей. Отшлифована. Все выверено и сделано с большой любовью, желанием сделать быстрое чтение навыком большинства. При этом стоимость курсов очень демократична. Опираясь на свой опыт участия в различных тренингах и обучающих семинарах, могу смело заявить, что стоимость могла бы быть раза в два выше.

8. Повышение эффективности в изучении иностранных языков

Мною также двигала надежда, что быстрое чтение поможет мне в изучении японского языка, который дается мягко скажем нелегко. И действительно, техники быстрого чтения включают в себя навыки по ассоциативному запоминанию новых слов и терминов. Теперь я быстрее запоминаю новые слова.

9. Перспектива

Чтобы добиться высоких результатов надо ставить высокие цели. В школе Олега Андреева разработано 7 ступеней, направленных на раскрытие потенциала человека. Базовый курс быстрого чтения (Доминанта) – лишь первая ступень. По сути, это только начало. Я хочу двигаться дальше и через какое-то время (следующим летом?) освоить вторую ступень.

10. Желание однажды написать эту статью!


Быстрое чтение – пример идеальной техники, чтобы успевать больше. В начале пути я подумал: "Чем не повод для статьи?"!


Теперь о втором факторе успеха - правильной технике.


II. Правильная техника



В любой профессиональной деятельности, спорте, обучении результат и скорость овладения навыками зависят от правильности техники и продуманности методик. Вкратце расскажу о том, что я понял:

1. Быстрое чтение – это совокупность нескольких навыков (полезных привычек):
  • Навык читать текст только один раз (не перечитывать одну и ту же фразу/абзац), фокусируя внимание исключительно на чтении и восприятии нужной информации
  • Навык не проговаривать во время чтения (не произносить ни вслух, ни про себя то, что читаешь)
  • Навык расширять поле зрения при чтении, чтобы выхватить за раз большее количество ключевых слов
  • Навык выбирать алгоритм/метод/скорость чтения перед тем как читать
  • Навык всегда определять в читаемом тексте главную идею (доминанту)
  • Навык использования при чтении техник запоминания
Так как навыков несколько, на формирование каждого из них требуется время и отдельное внимание.

2. Методика школы Олега Андреева работает по трем направлениям: поддержка мотивации, укрепление веры в собственные силы и отработка техник. В этом залог успеха. Есть специальные упражнения. Многие защищены патентами РФ. Более подробно на сайте школы: www.fastread.ru


И, наконец, про третий фактор.


III. Дисциплина


При формировании навыков без дисциплины не обойтись. На что я делал акцент:
  1. Ежедневный самостоятельный учет скорости чтения (мой шаблон Excel можно скачать здесь)
  2. Ежедневная подотчетность в группе Speed Reading Practice и ответная поддержка от онлайн друзей на портале coach.me
  3. «Утренняя рутина» (работа с таблицами Шульте и чтение с выстукиванием ритма)
  4. Специальное упражнение «Зеленая точка» для концентрации на обучении и расширения поля зрения - каждый вечер перед сном
  5. Следование ежедневному «Минимальному тренировочному комплексу» после окончания курсов


Вместо заключения


Этому пока не учат в общеобразовательных школах (за редкими исключениями). Один урок ежедневно в течение трех месяцев в девятом, десятом или одиннадцатом классе, и мы могли бы преобразить нацию. Опять стать самой читающей страной в мире, и получить поколение, способное эффективно справляться с огромными объемами информации. Однако уже сейчас есть прекрасный самоучитель, есть школа Олега Андреева с качественными курсами и демократичными ценами, есть группа на Coach.me. Присоединяйтесь!