26 ноября 2015 г.

"Кривая опыта"

Опыт происходит во времени, поэтому время – наш самый главный ресурс. (Михай Чиксентмихайи, писатель, профессор психологии, автор идеи "потока")

«Кривая опыта» - это понятие из менеджмента, когда с увеличением объемов производимой продукции снижается себестоимость одной единицы. (идея, разработанная Boston Consulting Group в середине 60-х гг.)

Классический график «кривой опыта»:



Увеличение объемов производства естественно происходит во времени.
Себестоимость может быть в деньгах, а может быть и в часах затрачиваемого времени. Т.е. снижение себестоимости может означать снижение временных затрат, необходимых для производства.

Я решил проверить действие "кривой опыта" на себе.

Для этого я взял повторяющийся из года в год проект и сравнил время, которое на него расходовал. Проект – ежегодные региональные форумы. В течение года мы проводим форумы в семи регионах России. Здесь надо сразу сказать, что у меня супервайзерская роль в проведении этих форумов, а практически вся организация лежит на моей коллеге, Светлане Королевой, и том агентстве, которое ей помогает. Надо отдать должное Светлане и ее партнерам, что все мероприятия проходят на высочайшем уровне, и от меня абсолютно не требуется каких-то дополнительных форс-мажорных усилий.

Итак, сравнительный анализ моего времени, затрачиваемого ежегодно на региональные форумы:



Как видим, «кривая опыта» сработала между 2013 годом (7 форумов) и 2014 годом (плюс еще 7 форумов). Среднее время снизилось с более чем 17 часов до 7 с половиной. При этом затраты времени возросли в 2015 году (хотя и не до уровня 2013 года). Для этого есть свое объяснение: с начала 2015 года мы перешли на новый, более интерактивный формат проведения форумов, что потребовало моей большей вовлеченности. Т.е., по сути, произошло то, что происходит с большинством продукции – обновление. Соответственно, в 2016 году можно опять ожидать некоторое снижение временных затрат.

Какие выводы для эффективности из этого можно сделать?

- в каждодневной деятельности мы учимся и накапливаем опыт, который позволяет нам делать многие вещи лучше и эффективнее, и это без специальных тренингов

- при планировании будущих периодов (следующий год, например) не нужно бояться брать на себя новые задачи, т.к. на регулярные повторяющиеся задачи/проекты потребуется меньше времени

- модернизируйте и реформируйте процессы, и будьте готовы, что на начальном этапе затраты возрастут

- «начало – это половина дела»: в начале тяжелее всего, затраты выше. Дальше будет легче!

- важно выбрать правильный момент для обновления, реформирования – момент, когда благодаря «эффекту опыта» высвободились ресурсы

- нельзя реформировать всё и сразу, т.к. чрезмерно вырастет нагрузка. Следует выбирать какую-то одну область, реформировать, добиваться снижения затрат и только затем браться за следующую


Дальнейшие шаги: оценить накопленный опыт, подумать над идеями новых задач и проектов, а также идеями обновлений и оптимизаций и выбрать одну-две приоритетные. Сфокусироваться на них и просто начинать действовать!